Page 21 - Kur`er_Print.indd

This is a SEO version of Kur`er_Print.indd. Click here to view full version

« Previous Page Table of Contents Next Page »
C
M
Y
K
21
ȹ6-7 (83-84), ȐȦȕȤ-ȐȦȓȤ 2011 ȋ.
ǵǨȀǨ ǰǹǺǶǸǰȇ
Исторический экскурс
Н
а Дону и Кубани, в
Сибири и Забайка-
лье, на Урале и Уссу-
ри нынче можно встретить не-
обычного вида людей, словно
явившихся в наше пестрое и бур-
ное сегодня из дальнего далека.
В черкесках и бурках, кубанках и
папахах, нередко — на конях они
гордо шествуют по улицам быв-
ших казачьих городов и станиц,
собирают митинги и сходы, на
которых звучат подернутые за-
бвением слова: курень, атаман,
хорунжий, Рада, Круг, община…
А иногда и просто гарцуют «вер-
хи», демонстрируя удаль, будто
стремясь доказать кому-то: жив
и неистребим казачий дух. Оста-
новится прохожий, проводит их
взглядом, пожмет плечами: кто
эти всадники? Зачем примча-
лись из невозвратного прошло-
го? Куда скачут?
Хотя слово «казак» тюркского
происхождения («вольный всад-
ник», «молодец», «удалец»), яв-
ление, стоящее за ним, — чис-
то российское. Небезынтересно
напомнить, что былинный бога-
тырь Илья Муромец — казацко-
го роду. Атаманами были Пуга-
чев, Ермак, Разин, Булавин… Из
более близкого прошлого извес-
тны такие казачьи фамилии, как
Миронов, Кочубей, Пархоменко.
Несколько веков тому на-
зад казацкие общины стали по
сути реализованным на практи-
ке стремлением народных масс
строить свою жизнь на излюб-
ленных началах равенства и са-
моуправления, не нашедших
осуществления в общих госу-
дарственных порядках. На окра-
ины Руси, «на вольницу», стека-
лись беглые крестьяне, люд дру-
гих сословий, пополняя жившие
там издревле свободолюбивые
многонациональные сообщест-
ва (когда и как они сформиро-
вались, до сих пор еще до конца
не выяснено исторической на-
укой). Устройство казацких об-
щин, говоря современным язы-
ком, было демократическим: об-
щее владение земельными уго-
дьями, равенство всех членов об-
щины между собой, управление
через выбираемых на определен-
ный срок, подлежащих отчету
перед общиной атаманов.
Исторически сложилось так,
что казачество, с одной стороны,
было крепким и надежным буфе-
ром, прикрывающим Россию от
набегов и войн, с другой сторо-
ны — постоянной «народной оп-
позицией» деспотической влас-
ти набирающего силу государс-
тва. Поэтому все великие кня-
зья и самодержцы всегда стреми-
лись укрепить его первое качест-
во и свести на нет второе. Дейс-
твовали, как водится, и кнутом,
и пряником. Жестоко подавля-
лись восстания и бунты. Дважды
уничтожалась, вновь самовоз-
рождаясь, Запорожская Сечь —
самое первое казачье объедине-
ние, оформившееся в организа-
ционном и военном отношении
почти полтысячелетия тому на-
зад. Одновременно совершенс-
твовалась система привилегий
за службу царю, что постепен-
но приручало казачество. К на-
чалу прошлого века оно выкрис-
таллизовалось в военное сосло-
вие, обладающее особыми права-
ми и преимуществами. Главным
из них была земля. Казачьи на-
делы в несколько раз превыша-
ли крестьянские — не менее 30
десятин на душу мужского пола.
Казаки освобождались от упла-
ты государственных налогов, в
том числе и поземельных.
Их войска были, что называет-
ся, легки на подъем. Казак имел
собственную лошадь, собствен-
ное обмундирование, снаряже-
ние, амуницию, получая от каз-
ны лишь огнестрельное оружие.
Храбрый, с традиционно высо-
ким чувством патриотического
долга воин! Казачьи войска учас-
твовали во всех войнах России
XVII—XX веков. Широко извес-
тны их подвиги в Семилетней
войне 1756—1763 годов, Отечес-
твенной войне 1812 года, Крымс-
кой войне 1853—1856 годов, рус-
ско-турецких войнах.
К началу первой мировой вой-
ны казачье население составля-
ло около 4,5 миллиона человек.
Они представляли Донское, Ку-
банское, Оренбургское, Забай-
кальское, Терское, Сибирское,
Уральское, Астраханское, Семи-
реченское, Амурское и Уссурий-
ское войска. Почти 300 тысяч во-
инов поставили они в тот пери-
од фронту.
Расколотые
революцией
О судьбе казачества после ок-
тября 1917 года — разговор осо-
бый и сложный. Оно, как и весь
наш народ, было расколото рево-
люцией, гражданской войной на
две враждующие части. С одной
стороны, в составе РККА дейс-
твовало 8 кавалерийских ди-
визий Червоного казачества. С
другой — тысячи и тысячи каза-
ков влились в белогвардейские
армии. По данным некоторых
историков, 65 тысяч белоказа-
ков эмигрировали за рубеж, спа-
саясь от Красной армии. Значит,
воевало против нее значительно
больше.
Куда поскачут всадники с шашками
Семь миллионов россиян, считающих себя казаками, ищут достойное место в российском обществе
В Культурно-просветительском центре Московского Пат-
риархата проходят торжества по случаю пятой годовщи-
ны организации Культурно-просветительской инициа-
тивы (КПИ) «ПоходЪ», ядро которой составляют предста-
вители российского казачества. На праздничном вече-
ре «Маршрутами «Похода» побывал корреспондент «СП»,
который попытался выяснить, куда держат путь совре-
менные казаки.
В январе 1919 года оргбюро
ЦК РКП(б) приняло секретную
директиву об отношении к каза-
честву. Это было началом поли-
тики, получившей в народе на-
звание «расказачивания». Ее ос-
новные результаты — истреб-
ление большой части казаков в
1919—1920 годах, упразднение в
1920 году казачества как сосло-
вия, существенные ограничения
для службы его представителей
в РККА, массовые выселения в
Сибирь и период коллективи-
зации. В короткий историчес-
кий период с лица русской зем-
ли была по сути дела стерта мно-
гочисленная этническая группа
со своей многовековой историей,
социальной организацией, куль-
турой, традициями.
Но так же, как закатанное под
асфальт семя в стремлении к
жизни пробивает ростком, каза-
лось бы, непреодолимую прегра-
ду, не мог не восстать из небытия
и казачий дух. Не могла умереть
память народная, закодирован-
ная в казачьих песнях, обрядах,
традициях. «Тихий Дон» Шо-
лохова, «Даурия» Седых, другие
многочисленные, большие и ма-
ленькие, ростки этого семени де-
лали свое дело. В 1936 году были
отменены ограничения для во-
инской службы выходцев из ка-
зацкого сословия. Когда же над
страной нависла угроза вой-
ны, высокий боевой дух, тради-
ции воинской доблести казачес-
тва вновь потребовались Отечес-
тву — началось формирование
соединений из его представите-
лей. На фронтах Великой Оте-
чественной сражались шесть ка-
зачьих кавалерийских дивизий,
два кав. корпуса — Донской и
Кубанский, три кавалерийских
полка, другие части и подразде-
ления. Всем казачьим соедине-
ниям присвоено звание гвардей-
ских, десятки их представителей
стали Героями Советского Сою-
за.
Возрождение —
ради чего?
Перестроечные процессы кон-
ца 80-х годов прошлого века с
новой силой всколыхнули ка-
зачью память. В июне 1990 года
собрался учредительный Боль-
шой Круг Союза казаков.
Верховный Совет РСФСР
принял закон «О реабилитации
репрессированных народов», в
котором нашлось место и каза-
честву. Правда, первоначально
оно не было внесено в проект, и
Союз казаков организовал пике-
тирование у входа в здание, где
проходило заседание российс-
кого парламента, — эта мера по-
действовала.
Возрождение казачества вско-
лыхнуло сотни тысяч людей.
Это реальная сила, которая се-
годня в одиннадцати областях
исторического проживания ка-
заков организована в союзы. И
вопрос, куда она будет направ-
лена, волнует многих. Понятно,
что это движение стало объек-
том пристального интереса раз-
личных партий и течений. Не-
редко стремление к возрожде-
нию используется в неких идео-
логических целях, а также людь-
ми, так сказать, примазавшими-
ся к движению. Этот аспект, на
мой взгляд, достаточно полно
отражен в письме совета стари-
ков атаману Кубанской казачьей
Рады: «Среди некоторой части
казаков (особенно это характер-
но для городского казачьего клу-
ба) получили хождение настрое-
ния, не связанные с возрождени-
ем казачества, а направленные на
романтизацию белогвардейщи-
ны, создание культа Корнилова,
Шкуро и пропаганды их среди
казачьей молодежи. Серьезные
опасения вызывает страсть неко-
торых руководителей городско-
го казачьего клуба к демонстра-
ции казачьей формы где попало,
к присвоению самим себе высо-
ких казачьих чинов… в глазах об-
щественности обилие скороспе-
лых казачьих офицеров рождает
ироническое отношение к идее
возрождения и вредит этой идее.
Необходимо как можно более
четко определить для казачества
цели и задачи нашего возрожде-
ния, отмежеваться от политика-
нов любого уровня, ликвидиро-
вать контакты, способные ском-
прометировать казачество».
Что это за сила?
В настоящее время в России
действует 11 войсковых казачь-
их обществ-войск. За последние
10 лет количество людей, при-
числяющих себя к казакам, уве-
личилось в пять раз. Согласно
Всероссийской переписи населе-
ния 2002 года в России прожива-
ло 140 028 казаков, из них 95,5 %
— в Южном федеральном округе.
Абсолютным лидером здесь яв-
ляется Ростовская область, там
живёт 62,5 % казаков России.
Значительную часть казаков при-
няли у себя Волгоградская об-
ласть, Краснодарский и Ставро-
польский края — 14,7, 12,5 и 2,8 %
соответственно. Сегодня офици-
ально зарегистрировано 720 ты-
сяч реестровых казаков, еще 80
тысяч состоят в общественных
казачьих организациях, а всего
около 7 миллионов человек при-
числяют себя к казачьему роду,
чтят традиции и уклад.
Сайт СВОБОДНАЯ ПРЕССА